Смертельная Киноклассика
Заранее необходимо оговориться, что этот фильм, равно как и сама игра, является продуктом американской культуры. Одноимённая игровая серия, благодаря многим своим достоинствам, приобрела в своё время статус культовой. Однако не стоит тешить себя иллюзиями: армия поклонников какой-либо (пусть даже самой популярной) компьютерной игры в середине девяностых годов едва ли могла количественно конкурировать со средних размеров аудиторией достаточно удачного фильма. Отсюда возникает вопрос: если кто-то и возьмётся снимать фильм по игре, имеет ли это коммерческий смысл? Возможно ли окупить картину, рассчитывая только на поклонников первоисточника? Арифметика утверждает, что нет. Толпы фанатов кричат "да". Кто прав?
Грех первый – что снимать?
До появления киноэкранизации Mortal Kombat история знала несколько случаев появления художественных лент, основанных на игровых вселенных. Например, фильм по мотивам игры Nintendo - Super Mario Bros. («Супербратья Марио» в российском прокате). На этом примере можно ясно проследить противостояние двух сил - борьбу рассудка и желания понравиться фанатам. С точки зрения популярности, игра была выбрана более чем правильно - братья Марио, сродни нынешним карманным монстрам покемонам, были известны всем. Каждый, кто хоть раз брал в руки геймпад, знал эту игру. Казалось бы, стоит снять фильм, - и деньги сами приплывут в руки. Ан нет! Вмешался тот самый фактор, который и сыграл впоследствии решающую роль. Фактор узнавания. Действительно, многие ли режиссёры, актёры, сценаристы способны адекватно воспринять и - главное! - воспроизвести тот шарм, ту атмосферу, ту, если угодно, "изюминку", которые и вознесли игру на верхушки хит-парадов? Возможно ли посредством киноленты передать в зале публичного показа играбельность - то главное, за что первоисточник завоевал всенародную любовь? Чем, по сути, являлся Марио? - простейшей двухкнопочной "прыгалкой" с сюжетом, укладывающимся в три слова: "принцессу надо спасти". Как вы понимаете, это не то содержание, каким можно "забить" полуторачасовое пространство кинокартины. Значит, нужен новый сюжет? Что ж, это, конечно, единственно верное решение... Но тут в дело вступает уже известный персонаж - Зритель. Поклонник игры, глядя на то, во что превращают его фетиш, как правило, оказывается неспособен принять эти, становящиеся для него роковыми, изменения, и он уходит со сцены. Фильм с участием Марио и Луиджи проваливается в прокате. Причина - всем известная присказка "за что боролись, на то и..."
Грех второй – как?
Дальнейшее развитие концепции богатства "фильм по игре" казалось очевидным - нужно брать известный тайтл, уже обогащённый сюжетом и предысторией, нанимать известных актёров, и из одного мира, мира видеоигр, перетаскивать кормушку в мир другой. Оптимисты называют его миром искусства, циники - миром лёгких денег. Впрочем, циники не правы: лёгких денег на этой ниве не собрать, история двух итальянских водопроводчиков это уже доказала. Однако объявляется, что ведутся съёмки фильма по мотивам другой известной игры; фильм будет называться "Уличный боец" (Street Fighter), а способствовать его вящей популярности должны кумиры молодёжи - Жан-Клод Ван Дамм и Кайли Миноуг. Вокруг проекта создалась шумиха, этот фильм люди ждали с нетерпением. Стараясь угодить всей аудитории сразу, создатели картины взялись за скальпель... и не угодили никому. Поскольку был полностью переправлен «некинематографичный» сюжет (к слову сказать, действительно не свойственный американскому кино) и произошли непростительные подвижки в составе главных персонажей (Рю и Кен низведены до уровня комических персонажей второго плана, в то время как Гайл явил собой несокрушимого американского борца со злом), истинные ценители оригинальной игры от фильма отвернулись. Из-за недалёкости сюжета картину плохо восприняли и серьёзно настроенные взрослые. Так, путём вычета факта оригинальности, из шумного проекта получился самый что ни на есть стандартный боевик "на троечку", немало подпортивший послужной список Ван Дамму.
Будем считать, что, хоть и схематично, но главную проблему неуспеха киноэкранизаций видеоигр мы очертили, поэтому, не вдаваясь в рассказы об остальных фильмах "по мотивам", сразу перейдём к сегодняшнему нашему герою.
Блеск и нищета Mortal Kombat: Рождение концепции
Игра была выбрана с большим и хорошо проработанным миром, богатой историей и колоритными героями. Однако мир – лишь фон, атмосфера, которую ещё необходимо создать. А вот нестройная и, что немаловажно, нелинейная, история оказалась для кино малопривлекательной. Сюжет любого файтинга с «равноправными» героями почти всегда сводится к череде схваток хороших и плохих. Как и уже упомянутый «Уличный боец», «Смертельная битва» в состоянии похвастать проработанной мифологией и красивым генезисом, но сама сюжетная нить неизбежно должна была удлинниться, опутывая зрителя попытками сценариста растолковать нам «что к чему». А без должного «вступительного слова» об устройстве мира, сюжет неминуемо воспринимается как глупая сказка, каких мы видели преизрядное количество.
Однако, несмотря на эти трудности, было решено создавать картину, рассчитанную сразу на два типа зрителя - тех, кто знает игру и тех, кто просто хочет получить от фильма свою порцию развлечения. Оно и понятно – чтобы окупить затраты авторам необходим голливудский блокбастер со спецэффектами, эффектными поединками и сюжетом достаточно простым, дабы не отвлечь отца семейства, приведшего чадо в кинозал, от поглощения попкорна. Поэтому при попытке анализа фильма сразу бросается в глаза его двуплановость. Нет времени, чтобы полно выписать Саб-Зиро и Скорпиона? Нужно сделать их приспешниками главного злодея, намекнув "знающим истину", что они "смертельные враги". И тут же пояснить, что " теперь они послушные рабы Шенг Цунга". Стоит заметить, что появившийся незадолго до фильма рекламный мультфильм специально разъяснял провисшую в фильме ситуацию "Саб-Зиро - Скорпион". Простой же зритель пришёл в кино не для того, чтобы сравнивать сценарий фильма с легендой игры, и с него довольно предоставленного фильмом объяснения. С этой позиции можно легко объяснить все упрощения - это нормальная адаптация для восприятия обывателем.
Но "дотошный" всё придирается: какой такой брат появился у Лю Канга? Почему ситуация схватки с Рептилией возникает не так, как в игре? Откуда на первом турнире взялась принцесса Китана? Почему в конце фильма Шенг Цунг оказался убит? Но позвольте, ведь появляется интрига, появляется сюжет, который, как известно, отличается от "предыстории с послесловием" свей динамикой, развитием в движении. Не будь всех означенных элементов, и фильм бы явился лишь вступительным видеороликом с последующей чередой сражений и красивой финальной заставкой. Действительно, многим известно, что Саб-Зиро может заморозить противника, а у Скорпиона нет никакой змеи в руке (он пользуется древним японским оружием, позволяющим выстреливать из-под руки крошечным гарпуном с прикреплённой к нему верёвкой). Но ещё большему количеству зрителей необходимо наглядно показать, на что способен убийца из клана Лиин-Куэй, причём показать не на главном герое; отсюда берут начало корни сцены "показательного выступления" в начале фильма. Теперь вернёмся к Скорпиону. В силу вышеозначенных причин жёлтый ниндзя оказался (наряду с Саб-Зиро) в роли потустороннего сверхъестественного чудовища, противостоящего «хорошим» героям. Но вот незадача! У синего монстра есть свой "отличительный признак" (управление стихией холода), а у жёлтого - нет. Что ж, светящиеся глаза (которые, как мы знаем, являются показателем того, что Скорпион - призрак, коим по легенде станет только после данного турнира) и змея в руке - достойная альтернатива.
А где же двуплановость, где та дань фанатам и поклонникам, ради которой они пришли в кинозал? Здесь. На протяжении всей ленты в ход событий узорно вплетаются до боли знакомые и горячо любимые каждым поклонником одноимённой игры слова, ситуации, герои, сцены. Они остаются незамеченными "простым" зрителем, но греют душу настоящему поклоннику. Тагава (Шенг Цунг) бросает в зал свои знаменитые "Flawless victory", "Finish him!", "Fatality", но делает это так, чтобы не привлекать излишнего внимания со стороны другой части аудитории, чтобы не показать им, что картина имеет какие-то другие смыслы кроме тех, что им показали. Не мытьём так катаньем и создаётся впечатление "фильма для всех" - фильма, удовлетворяющего критериям голливудского кино и в то же самое время претендующего на звание культового. Наряду с подарками узкому кругу поклонников фильм всё же скроен по тем самым лекалам, что лежат в основе любого массового кино - избитые в своей популярности приёмы, конечно же, никуда не делись. Достаточно вспомнить киношный образ Сони Блейд (Бриджит Уилсон), лейтенанта спецподразделения по борьбе с преступностью в лице клана "Чёрные Драконы". Соня является необходимым в фильмах такого жанра персонажем - красивая, решительная и... беспомощная. Агонизирующая недотрога, девушка-талисман, секс-символ местного масштаба, чья главная и непреложная цель - служить наградой Отважному Герою. И всё же приятно, что белые нитки – стандартизированный расходник Голливуда – граничат здесь с достоверной передачей атмосферы игры, создаваемой без отрыва от затасканных приёмов. Забегая вперёд, скажу, что в последующих экранизациях грядущих лет именно такой подход окупил и оправдал себя – к зависти и злобе поклонникам буквы оригиналов.
Но всё же настоящему ценителю опять что-то не по душе. Что же это?
Поединки
Никто не собирается спорить с тем, что Линден Эшби (Джонни Кейдж), так же как и его герой - действительно настоящий мастер восточных единоборств, а то, что вытворяет на сцене Робин Шу (Лю Канг), зрителя, привыкшего к американским актёрам в ролях знатоков дальневосточных таинств, и вовсе повергает в шок. В те годы, когда появился на свет этот фильм, увы, ещё не пришла мода на героев-азиатов. Вв угоду классическим канонам создателям пришлось пожертвовать Соней - на её роль взяли Бриджит Уилсон. Секс-символ в роли знатока рукопашного боя и Кристофер Ламберт в роли одного из сильнейших (если рассматривать одноимённую видеоигру) бойцов для многих казались настоящим провалом. Но роль Рэйдена как нарратора (рассказчика, который поясняет и героям, и зрителям всё, что происходит на экране) оказалось более нужной, а сыграть её должен был человек, в совершенстве обладающий именно актёрским мастерством. Про Бриджит Уилсон, похожей в бою на плюшевого медвежонка, всё уже было сказано раньше.
Однако "дотошного" вновь не покидает непреходящий зуд: при просмотре фильма создаётся впечатление, будто безымянные злодеи в прикрывающих лица масках сражаются куда более технично и профессионально, нежели непобедимые главные герои. И хотя создатели фильма всеми силами пытаются это скрыть, можно согласиться, что это действительно так. Причина кроется в том, что по общему решению продюсера и исполнительного директора актёров было решено набрать в Гонконге, который издавна славен превосходными бойцами и актёрскими школами, в которых обязательной дисциплиной являются гимнастика и единоборства. К сожалению, сюжет игры, по мотивам которой был снят фильм, обязывает всех главных персонажей (кроме Лю Канга) быть европейцами. Более того - американцами. И если создатели «Уличного бойца» сделали проигрышную ставку на уход героев-азиатов в тень, то «Смертельная битва» наряду с Линденом Эшби предлагает нам ещё и Робина Шу. Ход, вне всякого сомнения, верный и, к счастью, в череде удачных находок далеко не последний – всех статистов и персонажей второго плана набрали там, где их и следовало искать – на родине боевых искусств.
Так и получилось, что для зрителя, привыкшего к просмотру гонконгских боевиков, постановка рукопашных схваток кажется слабоватой, - достаточно лишь сравнить картину с последующим телевизионным сериалом "Смертельная схватка: Завоевание" (Mortal Kombat Conquest), понаблюдать за техникой уже набравшего вес Джета Ли (на момент появления «Смертельной битвы» в прокате, Джет всё ещё снимался в малобюджетных американских телепостановках) да вспомнить былую славу Джеки Чана. Но, повторюсь, разница видна лишь знатоку, эстету, львиная доля зрителей «Смертельной битвы» пребывала в восторге от схваток и трюков, которые, надо признать, для американского кино тех лет более чем хороши. Кстати, очередным удачным ходом со стороны специалистов по кастингу было решение поставить на роль колдуна Шенг Цунга японского актёра Кэри Хироюки Тагаву, исполняющего в основном роли злодеев в американских фильмах. Вероятно пересмотрев "Разборку в Маленьком Токио", ответственные за подбор актёров люди вспомнили, что Тагава владеет карате, и может составить серьёзную конкуренцию персонажу Робина Шу. Так, в отличие от игры, Шенг Цунг научился драться сам - без превращений в других участников турнира.
Никаких итогов подводить я не буду, скажу только, что фильм, несмотря на "перекопанный" сюжет и некоторые недоразумения, в целом удался, и смотреть его интересно почти всем. Пожалуй, "Смертельную схватку" стоит назвать едва ли не единственным примером удачного фильма, снятого по видеоигре. Пройдя по кинотеатрам мира, он собрал неплохую кассу и на домашнем видео, послужил поводом для создания сиквела и телесериала. В данный момент уже подтверждён факт начала съёмок третьей части смертельной саги – следите за новостями на Game24.

(С) Артём "cg" Шорохов, опубликовано 29 июля 2004 год
(game24.ru)