Сай

Происхождение: Япония
Применение: Фехтование, метание
Обладатель:Милина (MK-II, UMK-3, MK GOLD, MK:D, MK:A, МК 2011, МК Х); Ли Мей (MK:DA)
Похожее оружие: Кансаси, Мандзи-Сай, Нунтэ, Дзиттэ

Сай — вид оружия, известный в Японии, Китае, но особенно популярный на Окинаве. В отличие от традиционных деревянных предметов (тонфа, нунтяку), происхождение которых связано с крестьянским трудом, данное оружие является куда более интересным. Сай — разновидность длинного цельнометаллического кинжала с гардой особой формы, имеющей несколько модификаций.
Наиболее известная форма гарды — в виде «рогов» («усиков»), концы которых направлены в ту же сторону, что и острие (прототипом можно считать трезубец). Исторически техника работы с сай развивалась в связи с необходимостью защиты от самурайского меча.
Смертельное оружие Милены

Особенно эффективным было использование пары предметов. И сегодня, несмотря на то что владение сай — самостоятельное боевое искусство, многие школы каратэ сохраняют соответствующие упражнения в системе многоборческой подготовки.
Современные варианты Сай имеют круглое или гранёное сечение, ранние же образцы могли иметь центральный клинок кинжального вида. Рукоять Сай обычно заканчивается головкой. Комплект оружия состоит из трёх трезубцев: два служат для фехтования обеими руками, а третий - для метания.
Иногда сай прикрепляли к концу палки, полученное гибридное оружие называется нунти (аналог китайского среднего трезубца Сай (длиной 60-150 сантиметров).
Техника владения сай сложнее техники другого колюще-режущего оружия ближней или средней дистанции боя. Благодаря характерным особенностям этого оружия обезоруживание противника может происходить без техники захватов.
Общая длина сай достигала 600 мм, масса от 500 до 1200 г.
От других видов
оружия сай отличается прежде всего своим "туманным" происхождением. На
роль его прародителей претендует сразу несколько предметов начиная от
дзиттэ - холодного оружия, находившегося на вооружении полицейских сил в
феодальной Японии, до примитивного приспособления для посадки
риса.
Сэнсэй
Осиро Тосихиро, один из старейших специалистов Яманни-Тинэн-рю
бо-бзюцу и шеф-инструктор "Рюкю Будзюцу Кэнкю Доюкай США", говорит, что
не смог найти ни одного существенного доказательства в поддержку теории
о том, что сай использовался в качестве сельскохозяйственного
инструмента. Не говорили ему об этом и его учителя. Он утверждает, что
сай всегда был оружием. Что ж, если это правда, тогда
как и когда возник столь интересный вид
вооружений?

Согласно одной из версий, сай проник в королевство Рюкю вместе с распространявшимся буддизмом. Форма сай якобы предназначена отображать очертания человеческого тела; этим мы обязаны монахам, которые носили их для самозащиты. В то время как установить правдивость этой истории довольно сложно, она остается интересным предположением. Другая, более современная история, которую часто слышат любители воинских искусств, это предположение о том, что сай обязан своим возникновением окинавским полицейским, которые носили их как "вспомогательное приспособление" для сдерживания толпы и обезоруживания преступников. Эта версия подтверждается тем, что, например, один из ведущих специалистов сай-дзюцу Окинавы Канагусуку (Киндзё) Уфутику, живший в период с 1841 по 1926, был высоким полицейским чином. Однако сэнсэй Осиро считает, что если бы сай был оружием полиции, это было бы зафиксировано в законах или инструкциях позапрошлого столетия. Осиро говорит, что он не мог найти ни одного доказательства в подтверждение этого предположения. Он считает, что сай использовался на Окинаве значительно более широкой массой последователей воинских искусств.
Независимо от своего происхождения, это оружие дало толчок для развития сложного боевого метода, который в Японии стал известен как дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу). Его технические приемы варьировались от ловких отражений атаки меча до крайне эффективных ударов, направленных в любую незащищенную точку на теле противника.
Кончик сай использовался для прямых выпадов, направленных в глаза, горло или нижнюю часть живота противника - части тела, которые становились крайне уязвимыми, после того как клинок воина был захвачен или отражен. Рукоятка сай также могла использоваться для нанесения сокрушительных обратных ударов, способных покалечить или даже убить застигнутого врасплох противника. При случае сай использовали и как метательное оружие.

Согласно одной из версий, сай проник в королевство Рюкю вместе с распространявшимся буддизмом. Форма сай якобы предназначена отображать очертания человеческого тела; этим мы обязаны монахам, которые носили их для самозащиты. В то время как установить правдивость этой истории довольно сложно, она остается интересным предположением. Другая, более современная история, которую часто слышат любители воинских искусств, это предположение о том, что сай обязан своим возникновением окинавским полицейским, которые носили их как "вспомогательное приспособление" для сдерживания толпы и обезоруживания преступников. Эта версия подтверждается тем, что, например, один из ведущих специалистов сай-дзюцу Окинавы Канагусуку (Киндзё) Уфутику, живший в период с 1841 по 1926, был высоким полицейским чином. Однако сэнсэй Осиро считает, что если бы сай был оружием полиции, это было бы зафиксировано в законах или инструкциях позапрошлого столетия. Осиро говорит, что он не мог найти ни одного доказательства в подтверждение этого предположения. Он считает, что сай использовался на Окинаве значительно более широкой массой последователей воинских искусств.
Независимо от своего происхождения, это оружие дало толчок для развития сложного боевого метода, который в Японии стал известен как дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу). Его технические приемы варьировались от ловких отражений атаки меча до крайне эффективных ударов, направленных в любую незащищенную точку на теле противника.
Кончик сай использовался для прямых выпадов, направленных в глаза, горло или нижнюю часть живота противника - части тела, которые становились крайне уязвимыми, после того как клинок воина был захвачен или отражен. Рукоятка сай также могла использоваться для нанесения сокрушительных обратных ударов, способных покалечить или даже убить застигнутого врасплох противника. При случае сай использовали и как метательное оружие.

Мастерство в
дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу), вполне естественно, зависело от навыков в
искусстве перемещений (тай-сабаки), которое позволяло эксперту с
поразительной скоростью менять свое местоположение, скользящими или
круговыми движениями сближаясь с противником или выходя за пределы
досягаемости его оружия, обычно простиравшиеся до кончика длинного меча.
Уклонение готовило путь для защиты, а защита подготавливала контратаку,
которая часто завершала поединок. Поскольку технический арсенал
кэндзюцу был практически неисчерпаемым, приемы сай-дзюцу по
необходимости должны были быть такими же многочисленными и достаточно
эффективными, чтобы противник не имел возможности отразить контратаку и
атаковать снова.
Наверное отчасти этой туманностью происхождения и объясняются и те существенные различия, которые сразу бросаются в глаза в используемых сегодня вариантах сай. Но это далеко не все отличительные особенности присущие этому оружию. По одной из классификаций сай относится к парным предметам, но в прошлом воины использовали не два, а три трезубца. Два из них использовались в схватке, а один, в случае необходимости, мог применяться для метания. Это не так просто сделать с классическим вариантом, но ведь существуют и другие, более пригодные для этого трезубцы.
Сай с успехом использовался как низшим сословием, так и самураями, а также полицейскими. Причем последними чаще всего. Трезубец очень удобное оружие самозащиты и просто идеальное в том случае, если необходимо не просто отбить атаку, но еще и задержать нападавшего. Вилкообразные "усы" позволяют не только защититься от удара копьем, алебардой, палкой и даже мечем, но и зажать оружие, и вслед за этим выбить его из рук противника. Конечно, это требовало очень хорошо развитых кистей рук и определенной ловкости и сноровки, но ведь известно, что ничто не дается без труда.
Чаще всего используется, конечно, классический вариант. Так же как и в кама-дзютсу, технический арсенал сай-дзютсу не слишком разнообразен. Даже поверхностное знакомство сразу выявляет ее схожесть с техникой каратэ. В особенности, в разделе блоков, выполняемых в положении гьякутэ-мочи. И точно так же как в технике тонфа-дзютсу активно используется поворот оружия вокруг оси. Правда, трезубец поворачивается не вокруг рукоятки, а вокруг одного из "усов", защищающих кисть, но принцип сложения скоростей руки и оружия для увеличения силы удара, остается прежним. Вполне понятно, что очень быстро добиваются успехов в освоении сай-дзютсу именно каратэки.
И снова возникает путаница. К какой категории относить технику работы с трезубцем при классификации по "социальному" признаку? С точки зрения схожести с каратэ это вроде бы как крестьянское оружие. С другой стороны, наиболее близким по внешнему сходству является текко, оружие полицейских.
Сай или трезубец, шёл к нам через Индию и Китай, а затем вступил в РЮКЮ, где продолжал своё дальнейшее совершенствование. Во времена Королевства РЮКЮ сай первоначально использовался для защиты короля и высоких министров, для задержания головорезов и преступников, а также в реальных боевых ситуациях.
"Спрятанное оружие"
Поскольку мы упомянули, что оккупационные власти не конфисковали личное оружие окинавского сословия самураев, на право ношения оружия всё же существовали определённые запреты и ограничения. Окинавцы опирались на практику "какуси буки", то есть "скрытное, спрятанное оружие", дабы не быть привлеченными к ответственности за применение тех или иных приспособлений, пусть даже в ситуациях самозащиты и охраны собственности. Сай было одним из самых распространённых видов оружия. Окинавский "самурай" носил с собой обычно три сай, и прятал их либо в рукавах, либо за поясом сзади. Эти сай были намного короче нынешних и с почти прямыми "усами" для того, чтобы они не цеплялись случайно за одежду. Когда окинавец чувствовал, что находится в опасности, он мог тут же нанести удар или бросить своё оружие. Поскольку метание сай было распространённой практикой, окинавцы обычно носили с собой не одно, а сразу несколько сай. Суть концепции "скрытого ношения оружия" заключается в том, чтобы сай не было видно за руками, телом и под одеждой. В этом случае противник не может визуально оценить размер и форму оружия. Суть остаётся неизменной: противник не должен догадываться и видеть удара максимально долгое время.
Удар должен наноситься из положения, которое на первый взгляд не предвещает готовности к бою. Приём выполняется эффективно только в том случае, если вы не ничем не выдаете свои намерения. Этот приём, конечно же, будет работать только в том случае, если клинок сай достаточно длинный, и кончик выступает за локоть.
Наверное отчасти этой туманностью происхождения и объясняются и те существенные различия, которые сразу бросаются в глаза в используемых сегодня вариантах сай. Но это далеко не все отличительные особенности присущие этому оружию. По одной из классификаций сай относится к парным предметам, но в прошлом воины использовали не два, а три трезубца. Два из них использовались в схватке, а один, в случае необходимости, мог применяться для метания. Это не так просто сделать с классическим вариантом, но ведь существуют и другие, более пригодные для этого трезубцы.
Сай с успехом использовался как низшим сословием, так и самураями, а также полицейскими. Причем последними чаще всего. Трезубец очень удобное оружие самозащиты и просто идеальное в том случае, если необходимо не просто отбить атаку, но еще и задержать нападавшего. Вилкообразные "усы" позволяют не только защититься от удара копьем, алебардой, палкой и даже мечем, но и зажать оружие, и вслед за этим выбить его из рук противника. Конечно, это требовало очень хорошо развитых кистей рук и определенной ловкости и сноровки, но ведь известно, что ничто не дается без труда.
Чаще всего используется, конечно, классический вариант. Так же как и в кама-дзютсу, технический арсенал сай-дзютсу не слишком разнообразен. Даже поверхностное знакомство сразу выявляет ее схожесть с техникой каратэ. В особенности, в разделе блоков, выполняемых в положении гьякутэ-мочи. И точно так же как в технике тонфа-дзютсу активно используется поворот оружия вокруг оси. Правда, трезубец поворачивается не вокруг рукоятки, а вокруг одного из "усов", защищающих кисть, но принцип сложения скоростей руки и оружия для увеличения силы удара, остается прежним. Вполне понятно, что очень быстро добиваются успехов в освоении сай-дзютсу именно каратэки.
И снова возникает путаница. К какой категории относить технику работы с трезубцем при классификации по "социальному" признаку? С точки зрения схожести с каратэ это вроде бы как крестьянское оружие. С другой стороны, наиболее близким по внешнему сходству является текко, оружие полицейских.
Сай или трезубец, шёл к нам через Индию и Китай, а затем вступил в РЮКЮ, где продолжал своё дальнейшее совершенствование. Во времена Королевства РЮКЮ сай первоначально использовался для защиты короля и высоких министров, для задержания головорезов и преступников, а также в реальных боевых ситуациях.
"Спрятанное оружие"
Поскольку мы упомянули, что оккупационные власти не конфисковали личное оружие окинавского сословия самураев, на право ношения оружия всё же существовали определённые запреты и ограничения. Окинавцы опирались на практику "какуси буки", то есть "скрытное, спрятанное оружие", дабы не быть привлеченными к ответственности за применение тех или иных приспособлений, пусть даже в ситуациях самозащиты и охраны собственности. Сай было одним из самых распространённых видов оружия. Окинавский "самурай" носил с собой обычно три сай, и прятал их либо в рукавах, либо за поясом сзади. Эти сай были намного короче нынешних и с почти прямыми "усами" для того, чтобы они не цеплялись случайно за одежду. Когда окинавец чувствовал, что находится в опасности, он мог тут же нанести удар или бросить своё оружие. Поскольку метание сай было распространённой практикой, окинавцы обычно носили с собой не одно, а сразу несколько сай. Суть концепции "скрытого ношения оружия" заключается в том, чтобы сай не было видно за руками, телом и под одеждой. В этом случае противник не может визуально оценить размер и форму оружия. Суть остаётся неизменной: противник не должен догадываться и видеть удара максимально долгое время.
Удар должен наноситься из положения, которое на первый взгляд не предвещает готовности к бою. Приём выполняется эффективно только в том случае, если вы не ничем не выдаете свои намерения. Этот приём, конечно же, будет работать только в том случае, если клинок сай достаточно длинный, и кончик выступает за локоть.
Советуем посмотреть видео, очень интересный
репортаж!

Другие киношные персонажи, сражающиеся с помощью сай:
Габриэль ("Зена - королева воинов")

Электра ("Сорвиголова", "Электра")

Рафаэль ("Черепашки ниндзя")


© n1kgor, Janise Cage
© Mortal Kombat Universe